5 старых зданий Челябинска. Призраки города, которого нет | Общество

14 апреля 2012 | Общество

Когда вы идете в «Кубу» вы замечаете старый деревянный дом, расположенный через перекресток? А гуляя в парке Пушкина обращаете внимание на строение причудливой формы в стороне улицы Елькина? Проезжая по Труда, задумываетесь об интересной архитектуре здания, примыкающего к автобусной парковке у пересечения с улицей Пушкина?

Мы каждый день проходим мимо, но смотрим как будто сквозь них. Старые здания, как призраки, беспокойно мечутся в поисках города и времени, где они были живыми. Их жалко, но не хочется, чтобы они ушли насовсем. Найдется ли тот, кто сможет вдохнуть в них новую жизнь? Информационное агентство VIP74 обратило пристальное внимание на пять «умирающих» исторических зданий Челябинска.

Чаеразвесочная фабрика Кузнецова и Губкина

Здание у пересечения улиц Карла Маркса и Васенко, на первый взгляд выглядит вполне обычным. Красный кирпич, железная дверь, решетки и жалюзи на окнах. Как будто там располагается какая-нибудь скромная конторка или даже ведомство. Но если обойти его, и взглянуть со стороны улицы Карла Маркса, то все встает на свои места. Третий этаж здания наполовину разрушен, через оконные проемы проглядывает переменчивое уральское небо.

Здание было построено в конце 19 века, когда в Челябинск пришла чайная компания купцов Кузнецова и Губкина. Город в то время был крупной узловой железнодорожной станцией. С востока сюда поставляли чай, и было выгодно фасовать его именно здесь. Отсюда уже готовый к потреблению товар отправляли в другие регионы. Благодаря фабрике, в начале 20 века Челябинск был вторым городом в стране по объемам торговли чаем, соперничая за первенство с Москвой и Одессой.

К 1902 году строительство было закончено, а рядом соорудили небольшую электростанцию малой мощности для нужд фабрики. К 1913-14 годам здание расширили и надстроили. Торговля шла бойко. Под чаеразвесочную фабрику скупили треть квартала. Появилась масса вспомогательных построек.

В 1918 году, когда в Челябинске установилась советская власть, фабрика была национализирована. Мощности перепрофилировали под хим-фарм производство. В таком качестве здание функционировало до конца 90-х годов. Сейчас верхние этажи постепенно разрушаются. Это одно из немногих сохранившихся строений, представляющих промышленную архитектуру конца 19 века.

Дом Агрова

Через дорогу от комплекса «Куба», на пересечении современных улиц Карла Маркса и Цвиллинга стоит неприметный особнячок. Одноэтажный, деревянный, с красивыми резными ставнями. Состояние его оставляет желать много лучшего. Стекла выбиты, замки на металлических решетках сорваны. Старое здание в историческом центре Челябинска превратилось в приют для бездомных. Потихоньку ветшая и разваливаясь, в скором времени оно рискует совсем рухнуть. Одна из главных проблем дома — материал из которого он сделан. Пожарные не допустят в эксплуатацию деревянное строение в центре города. Перспективы сооружения мрачны.

В середине 19 века этот двор принадлежал видному городскому чиновнику Алексею Алексеевичу Агрову — весьма значимому для своего времени человеку. Сложно понять, в каком виде был построен дом. Документы того времени порою неточны. Но к началу 80-х годов 19 века, его описывали как «дом в семь комнат с кухней внизу».

Затем, у наследников Агрова дом, с целью перепродажи купил Наум Беркович Бреслин. Скоро хозяином стал известный купец, хлеботорговец и владелец одной из мельниц Иван Петрович Кузнецов. Его капитал в то время оценивался в 200 тысяч рублей. По тем временам — колоссальная сумма. После революции дом перешел в муниципальную собственность и использовался в самых разных целях. В своем нынешнем состоянии сооружение пребывает последние два года. Деревянные здания, не отапливаясь, очень быстро ветшают, что и видно на примере данного особняка.

Особняк Первухина

Здание на пересечении улиц Труда и Пушкина ничем особенным на общем фоне не выделяется. Только вот его возраст — полтора века. Оно расположено на бывшей территории усадьбы купца Первухина, который и построил этот особняк для своей семьи. Работы начались в 60-х годах 19 века и завершились к 1873 году. В то время это был шикарный дом, пожалуй, самый большой в городе.

Не удивительно, что купец не успел до смерти выплатить банковский заем, который взял на строительство. После смерти Первухина, его вдова была вынуждена продать дом купцу Василию Колбину. С 1911 по 1918 здесь размещалась городская дума. Челябинск интересен тем, что до начала 20 века здесь не было общественных зданий. Государственные органы власти располагались в купленных или арендованных помещениях. Именно так было с этим зданием. После революции, оно было национализировано и было передано Гортрансу. Сейчас пустует и, откровенно говоря, пропадает.

Электростанция «Сименс-Шуккерт»

Один из известных челябинских общественных деятелей и меценатов Василий Колбин в начале 20-го века организовал постройку первой в городе электростанции рядом с особняком Первухина. Она представляла собой два двигателя внутреннего сгорания и обеспечивала освещение трех главных улиц города в ночное время. После смерти Колбина в 1911 году усадьбу выкупил город. Мощности существующей электростанции для растущего Челябинска остро не хватало.

В 1912 появился водопровод, насосы которого могли работать как на двигателях внутреннего сгорания, так и на электричестве. К тому же стали разрабатываться планы по запуску трамвая. Во время первой мировой войны, в 1915 году город заключил контракт с компанией «Сименс-Шуккерт» на строительство новой электростанции. Интересно, что эта немецкая компания, была зарегистрирована как российская и только поэтому могла во время войны с Германией работать в нашей стране. В 1916 году работы завершились. На новой электростанции установили паровой котел, приводящий в движение два генератора. Частью оплаты за строительство стало оборудование старой колбинской электростанции.

«Новой» электростанции скоро исполнится сто лет. Конечно, она уже давно не функционирует. Примерно в 1932 году, когда построили ЧГРЭС, ее вывели из эксплуатации. Оборудования внутри не осталось. Помещение использовали под трамвайный парк. Само здание прекрасно сохранилось. Оно находится в собственности гортранса и сейчас в нем располагается столовая для водителей междугородних автобусов, а во дворе находится стоянка для этих самых автобусов. Территория охраняется и посторонних внутрь не пускают. Охранник говорит, что здание внутри пустое. Столовая явно не занимает всей его площади. На мой вкус сооружение довольно интересное. Оно находится в глубине двора и незаметно с улицы Труда. На нем видны следы советских «доработок», но в целом, оно сохранило очарование давно ушедшей эпохи паровой промышленности.

Элеватор Госбанка

Он как готический собор возвышается над городом. Старый элеватор до сих пор, даже почти через 100 лет после своего строительства доминирует над большинством зданий Челябинска. Он расположен на возвышенности и когда-то был наивысшей точкой города. Издалека элеватор все так же внушителен, но при ближайшем рассмотрении становится за него грустно. Памятник промышленной архитектуры погибает под напором времени. Еще несколько лет простоя без ремонта могут уничтожить историческое сооружение.

Второе десятилетие 20 века — период эклектики в архитектуре. Время, когда считали, что у каждого здания должно быть своеобразие. Начало постройки элеватора относится к 1912 году. К тому времени назрела его необходимость. Челябинск стал одним из крупнейших центров торговли хлебом с тех пор, как здесь прошла транссибирская магистраль. Для того, чтобы дешевый сибирский хлеб не слишком подрывал рынок европейской части России, ввели так называемый «перелом цен». И он происходил именно в Челябинске. К тому же, территория южного зауралья была одной из хлебных зон того времени.

Потенциал города в качестве места оборота зерна был очень высок и Госбанк приступил к строительству элеватора. Зерно в данном случае было своеобразной валютой. Работы велись на государственные деньги, но до революции закончить их не удалось. Достраивали в 1917-18 годах. В 1924 году советское правительство начало возвращать постройки их дореволюционным владельцам. И элеватор перешел в пользование Госбанка. В качестве зернохранилища он функционировал до конца 1990-х годов. С тех пор здание заброшено. До последнего времени в его нижней части располагалась лесопилка, но на момент нашего приезда, она не работала. Планов по поводу его будущего в головах самых разных людей довольно много. В таком необычном месте легко представить музей истории или галерею искусств. Пару лет назад даже шли разговоры, что здесь может появиться дворец бракосочетаний.

Проблема старой застройки рано или поздно встает перед любым городом. И везде она решается по-разному. Например, в Нью-Йорке в 20-е годы прошлого века, скрепя сердце, власти решились сносить все старые здания в центре, расширять дороги и строить небоскребы. В итоге, остались единицы сооружений, построенных до 1900 года. А в Риме, до сих пор стоит Колизей и никуда не делась Апиева дорога. И оба города прекрасны.

Многие старые здания Челябинска – это типичный «чемодан без ручки». Вроде бы и представляют историческую ценность, но заниматься их содержанием некому. Проблему за городские власти решает время, потихоньку уничтожая их. Пожалуй, многие из этих зданий действительно стоит снести. Но при этом что-то необходимо сохранить для потомков. Не законсервировать, не бросить, а именно сохранить. Чтобы Челябинск помнил свою не такую уж короткую и совсем не бесславную историю.

 

Сайт VIP74.ru благодарит за помощь в подготовке материала сотрудника городского археологического центра Гаяза Самигулова и Евгения Клавдиенко.